Александр Шаталов — о любопытном музее, творении легендарного Жана Тэнгли
Дворец Фонтенбло — любимую загородную резиденцию Наполеона — знают почти все, а вот музей, о котором я хочу рассказать, не известен никому. Или почти никому. Находится он сравнительно недалеко от дворца, и в глубине не парка, конечно, а леса, который имеет даже свое название — лес Милли. Лес этот пешеходный, по нему можно гулять и даже бегать, однако до сих пор люди с удивлением и опаской косятся на это сооружение. Называется оно
«Циклоп» (Le Cyclop) и построено знаменитым швейцарским скульптором Жаном Тэнгли с компанией друзей.
Одна из работ Тэнгли известна всем, кто бывал в Париже, — это движущийся фонтан возле Центра Помпиду. Называется он «Фонтан Стравинского» (1982—1983), и Тэнгли придумал его вместе со своей женой Ники де Сен-Фаль. А вот «Циклоп» долгое время оставался тайной, да и сооружался втайне от местных жителей. Когда они интересовались, что же делают в их лесу эти странные художники, им отвечали, что строят винокурню. На этом будничном ответе все и успокаивались.
Жан Тэнгли
Жан Тэнгли всю жизнь занимался кинетическими скульптурами — его фантастические и гигантские саморазрушающиеся конструкции иногда называют метамеханикой. Движущимися механизмами он увлекся еще в раннем детстве — в 12 лет соорудил серию колес, которые вращались в струях ручья с разной скоростью, приводя в движение маленькие молоточки, которые стучали по консервным банкам. По сути он и потом далеко не ушел от своей детской идеи — ему хотелось «вырвать» искусство из неподвижности. Когда его выставка в 1990-м показывалась в Москве, залы Центрального дома художников были наполнены скрежетом и ритмичными ударами каких-то металлических предметов — катящиеся сверху металлические шары спускались по желобам вниз, приводя в движение многочисленные шестеренки, или колеса, или рычаги. Потом они поднимались вверх и снова падали вниз…
Cвоего «Циклопа» Тэнгли строил больше двух десятилетий, выбрав для него место в трех километрах к северо-западу от местечка Мийи-ла-Форе. Напомню, что циклопы — это одноглазые боги, помогшие Зевсу в борьбе с титанами: они выковали Зевсу громы и молнии, сделали шлем для Аида и трезубец для Посейдона… Cвой проект Тэнгли задумал в 1969 году, его жена писала: «Голова — монументальное произведение, совершенно безумное и невероятное, построенное украдкой и скрытое за деревьями в лесу Фонтенбло. Долгие годы «Голова» дремала в глубине леса, как Спящая красавица, пока в 1987 г. она не проснулась».
Строительство «Циклопа»
Высота монумента 22 с половиной метра. Внутри у него несколько этажей, а также множество террас, балконов, лестниц. Все пространство делится на несколько зон — мини-театр, мини-музей, ресторанчик, комната для прислуги, наверху установлена старая вагонетка, наполненная сорока скульптурами, сделанными Эвой Эппли, — они должны извергаться в пустоту, символизируя депортацию евреев во время Второй мировой войны. По желобам, проходящим сквозь всю конструкцию, с интервалом в три минуты срываются вниз огромные металлические шары, которые потом поднимаются наверх. На самом деле описать все довольно сложно. Есть какая-то столовая, в которую можно заглянуть сквозь окна, — но и стол, и тарелки, и стулья прикреплены в ней к потолку… А через тайную дверь можно попасть в маленькие комнаты, где жили художники, которые работали над музеем, и там сохранилось все так, как было при них. Для сооружения скульптуры потребовалось триста тонн стали. Ники де Сен-Фаль создала из зеркальных осколков огромное лицо с единственным золотым глазом, горящим во лбу (Ники де Сен-Фаль вообще прекрасный скульптор, делом ее жизни стал
великолепный «Сад игры в Таро», который она построила в Тоскане в городке Каравикьо). По зеркальному языку, похожему на детскую горку, вода стекает в синий бассейн, напоминающий небо, — дань памяти французскому художнику Иву Кляйну. Тэнгли включил в конструкцию четыре дуба, выросших из одного корня, которые напоминали ему «пучок петрушки за ухом цыгана». В 1987 году
Жан Тэнгли передал свое детище
в дар Франции и после того, как
здесь в 1994 побывал президент Миттера
н, посещение скульптуры стало возможно и всеми желающими. Правда, только с весны по осень…
«Циклоп»
Совсем недавно «Циклоп» стал переживать очередную волну интереса к себе. Новый директор музея Франсуа Тайяд, который ранее выступал куратором выставок современного искусства — привлек к проекту Жана Тэнгли молодых художников из разных стран. Теперь внутри музея кипит самая разная жизнь. Рассказывая о музее, Франсуа все время повторял: «Аккуратней, не ударься!» Действительно, находиться внутри живой металлической головы довольно необычно, особенно когда все кругом грохочет и дрожит. Незабываемое впечатление. Напоминает фильм «Быть Джоном Марковичем».
Франсуа Тайяд