Если ходить сюда несколько лет и болтать с завсегдатаями рынка о жизни, то можно многое узнать о современном Париже. С учетом того, конечно, что работает рынок в буржуазных кварталах города.
Я стараюсь в первую очередь купить здесь горячую лепешку из лука и сыра, и уже с ней выбирать для дома другие продукты. Готовит ее тут же на моих глазах выходец из Польши. Он считает всех русских агентами КГБ и любит рассказать свежий анекдот на эту тему. Если вы сумеете рассказать ему в ответ что-нибудь новенькое, то навсегда станете его другом. На Распае его постоянным покупателем (среди других знаменитостей) является Депардье, который тоже любит послушать анекдоты о русских. Как мы знаем, тема русских и КГБ оказалась близка этому жовиальному актеру.
Помню, некоторое время назад этот продавец луковых лепешек тут же, на рынке, продавал и детскую книжку с иллюстрациями своей жены-художницы. Говорит, быстро распродал.
Рядом с ним другой колоритный персонаж — пожилой мужчина с лохматыми нестрижеными волосами и в берете. Он тоже любит поговорить о смысле жизни и разрешает ценителям прекрасного продегустировать свой домашний кальвадос чистейшего вкуса и нежнейшей крепости. Еще есть удивительной красоты супружеская пара, которая продает итальянские деликатесы. Высокий худой мужчина, похожий на моряка, с сережкой в ухе и коротко стриженная, тоже высокая, блондинка с лучезарной улыбкой. Я помню, как они здесь впервые появились, юные и трепетные, а сейчас им в их нелегком деле уже помогает дочь. Я купил как-то у них два батона сырокопченой колбасы с трюфелями, которые положил в чемодан. Это была оказия для Москвы. Возвращаюсь вечером — нет Дантона, французской болонки, веселой и умной собаки. Стали искать и нашли под столом, где он с мужской страстью терзал эту колбасу. Он пошел на запах, залез в мой чемодан и удалился с трофеем. Так что качество продукта было им успешно проверено на себе.
Среди завсегдатаев рынка есть и другие оригиналы. Так моя подруга Наталья, живущая в двух домах от Батиньоль, обычно всякий раз покупает местному бомжу бутерброд с ветчиной. Когда ее в субботу не оказывается в городе, он чувствует себя потерянным, обделенным и обреченным. Я это мог на днях наблюдать. Он стеснительно ходит среди покупателей и просит милостыню. Глаза его грустны, а лицо печально.
На рынке продают домашние сыры и йогурты, хлеб и выпечку, лучшее молоко и яйца; курица, которую вы можете здесь купить, еще утром бегала по двору, салат только вчера собрали с грядок, яблоки сорвали в садах лучших французских деревень. Ну и так далее.
Собственно почему я пишу об этом рынке? Потому что люблю его. В Париже есть сети фермерских магазинов и магазинов экологических продуктов (Naturalia, La vie Bio, Bio Generation, BioCoop), но ничто не заменит живого общения со старыми знакомыми.