Александр Шаталов — о самых интересных выставках Города огней
Париж — чрезвычайно чувственный город. Не рискну называть его сексуальным, но что чувственный — это точно. Это видно невооруженным глазом, а уж вооруженным тем более. Не буду напоминать знаменитые романы или кинофильмы (хотя один все же хочется — «Последнее танго в Париже» — в ту самую знаменитую квартиру, где герои Марлона Брандо и Марии Шнайдер занимались любовью, до сих пор водят экскурсии). Суть в иной чувственности — вуайеризме — рассматривании, подглядывании. Однажды к моей знакомой, у которой рос сын-подросток, подошел на улице серьезный мужчина в офисном костюме и сказал, что очень волнуется о ее сыне, так как тот последнее время запирается в своей комнате с другом, который на него «плохо влияет». Оказалось, что этот мужчина живет на противоположной стороне улицы и уже несколько лет наблюдает за ее сыном с помощью подзорной трубы… Представляете эмоции испуганной женщины? С тех пор окна в комнате ее сына были всегда закрыты плотной шторой.
Последствиями этой страсти к созерцательному любованию становятся выставки, которых в Париже множество. За несколько дней мне удалось побывать лишь на нескольких, но каждая достойна того, чтобы взглянуть на нее хоть одним глазком.
Эрвин Олаф — самый откровенный голландский фотограф. Проходя по улице Vieille du Temple, я случайно зашел в небольшую галерею Rabouan Moussion — уже потом вспомнил, что бывал в ней когда-то на выставке Олега Кулика. На этот раз здесь был выставлен именно Эрвин Олаф, которого помню еще по Москве — но в Москве были его старые фото, а сейчас — новый проект «Берлин». Серия была задумана семь лет назад, и автор хотел с ее помощью выразить историю чувственности (это уже моя трактовка) Берлина за эти годы. Для каждой фотографии он выбирал специальные пространства, дома, построенные с 1918 по 1940-е годы. Герои его серии словно вышли из сказок Гофмана — волшебные, заколдованные и… наполненные эротической энергией и фантазией.
Эрвин Олаф, «Берлин», 2013
Выставка Masculine/Masculine открылась в Musée d’Orsay. На нее стоит огромная очередь из желающих полюбоваться мужским обнаженным телом. Раньше подобную выставку уже проводил в Вене Музей Леопольда. Конечно, любопытно посмотреть, как эволюционировало отношение к мужскому телу на протяжении веков. Новых работ на ней представлено не много, но те, что есть, — уже общепризнанная классика. Если женское тело в последние годы оказалось лишенным сакрального содержания, то мужское вдруг сумело вместить в себя сразу оба начала. Герои картин варьируются от нарциссов до брутальных борцов и спортсменов. И психологическая обоснованность здесь куда важнее анатомических подробностей.
Masculine/Masculine
Центр Помпиду (или Бобур в просторечии, по названию улицы, на которой находится музей) демонстрирует отличную выставку работ классика американского поп-арта Роя Лихтенштейна. В Центре Помпиду представлено 124 экспоната: картины, скульптуры, тиражная графика — из 4 500 созданных им работ. Лихтенштейн умер в 73 года от случайного воспаления легких. Он не был ни стар, ни болен, планировал в семьдесят лет начать играть на саксофоне… Недавно на Sotheby’s его картина ушла за $44,8 млн, а в 1964-м журнал Life назвал его «Самым плохим художником года». А как по мне — очень холодный художник. Не случайно он начинал с перерисовывания фрагментов комиксов. Его девушки — плоские и бесцветные — не вызывают никаких эмоций. Это не Дега или Ренуар. Плоти тут нет, и крови, и секса — секс вообще чужд был Лихтенштейну, куда ближе ему были стиральные машины и кухонные комбайны. И в этом он решительно отличается от Энди Уорхола. Лихтенштейн говорил: «Как только я установил, каким будет сюжет, он меня больше не интересует… Во время исполнения я думаю о нем, как об абстрактной картине».
Рой Лихтенштейн
В Париже я оказался по случаю открытия нового помещения галереи Shchukin. Галерея стартовала с выставкой современного представителя поп-арта — Дэвида Датуна. Родился он в Тбилиси, поэтому было логично искать в его работах советские корни, несмотря на то что сам Дэвид считается преуспевающим американским художником. Наверное, от советского опыта у него сохранилась страсть к национальным флагам, лейблам и знаменитостям, включая президентов Путина и Обаму. На выставке было множество нарядных красивых и мне не известных французов (сомнительно, что это были звезды художественной сцены Парижа), которых снимали мне не известные (хм) светские фотографы.
«Дэвид Датуна — американский художник, коллекционер произведений искусства, появился на мировой арт-сцене в 2000-м, — пишет Википедия. — По оценке Business Insider Дэвид Датуна является одним из самых продаваемых и дорогих художников в мире. В 2011 году за 269 000 долларов был продан портрет Владимира Путина «Путен — Мона Лиза»». Технология у Дэвида специфическая — на коллаж из фотографий или вырезок из газет накладывается «сетка» из пластмассовых линз, которые или искажают увиденное или «выхватывают» из коллажа то или иное известное лицо. В Париже сделали акцент на цветы, и это придавало работам ту чувственность, которой не очень хватало грузинскому художнику.