Александр Шаталов побывал на фабрике по выращиванию жемчуга
На весь мир Индонезия славится своим жемчугом. Еще им славятся Филиппины. Черный жемчуг привозят и с Таити. Именно в южных морях произрастает эта красота. Хотя продают жемчуг чаще всего японские фирмы — они массово скупают продукцию жемчужных ферм, проводят отбор и подбор жемчужин. Потом подкрашивают, полируют и покрывают специальным раствором. Цена на жемчуг при этом поднимается в разы. Но мне кажется, такой вот подобранный по размеру и качеству жемчуг какой-то… ну, взрослит он женщин, подчеркивает не красоту их, а возраст. Жемчуг в Индонезии никаким образом не обрабатывается — его не отбеливают, не изменяют искусственно его цвет, не полируют — он именно такой, каким появился на свет. И в этом, на мой взгляд, его очарование.
На острове Банда-Нейра (который находится в море Банда) работает небольшая фабрика по выращиванию жемчуга. Мы пробираемся по узким жердочкам к деревянной платформе, где собственно под навесом и трудится вся эта «фабрика» — несколько местных девушек, на лица которых нанесены какие-то белые полосы. Что эти полосы обозначают — забыл спросить.
Технология производства жемчуга кажется довольно простой. Раковину приоткрывают, внутрь кладут кусочек ее же самой, и закрывают, после чего эти раковины складывают в сетки и опускают в море. Периодически их из моря достают, очищают от водорослей, чтобы раковине лучше жилось и дышалось, и обратно… Вот, собственно, и все. На острове Ломбок тоже много таких ферм, но, как рассказывают, там внутрь кладут слишком большие пластиковые шарики, которые ракушка покрывает перламутром, но его меньше, поэтому такие жемчужины хуже блестят и весят меньше. А именно форма, блеск и вес жемчужины определяют ее цену.
Если приоткрыть раковину, то по ее «губам» видно, какого цвета будет внутри жемчужина — белая, розовая, золотая или черная. Специалисты различают более ста оттенков жемчуга: от серебристого — самого распространённого, до самого редкого — зеленовато-голубого (этот встречается только в Индонезии). Жемчуг нежно-розового цвета добывают у берегов Индии, желтоватого — около Шри-Ланки, красновато-коричневый и черный — у Мексики, белый и серебристо-белый — у Австралии, у Багамских островов — светло-розовый жемчуг, у Калифорнии — розовый, темно-коричневый и черный, в Персидском заливе — нежно-кремовый. Это пишут в популярных справочниках. Но местный гид объяснял немного иначе, основываясь на своем жизненном опыте. «Мужские раковины», как объяснил он, производят белый жемчуг (он почему-то использовал определение «sperm»), а весь цветной жемчуг производят раковины женского «пола».
Считается, что жемчуг помогает от целого ряда заболеваний: укрепляет сердце, особенно когда держишь жемчужину во рту, успокаивает боли, унимает усиленное сердцебиение, аритмию, усиливает сексуальную чувствительность, стимулирует половую деятельность. Он помогает при отравлениях и болезнях мозга, изгоняет меланхолию, излечивает глазные болезни и злокачественное малокровие, очищает кровь. Жемчуг предохраняет от сумасшествия, лечит геморрой и дизентерию и т.п.
Эта ферма производит от 50 до 70 килограммов жемчуга в год. Каждая раковина используется до трех раз, на выращивание одной жемчужины требуется как минимум год. Весь этот жемчуг хозяин увозит на Яву и там тщательно отбирает его. На самой ферме увидеть жемчуг нельзя – но я купил небольшое ожерелье в местной городской сувенирной лавочке среди ржавых старинных замков и ракушек. Красивые тяжелые не очень ровные жемчужины приятно держать в руках и даже перебирать. Наверное, они действительно способствуют умиротворению и излечивают от сумасшествия. Останется только подержать их во рту – если будет польза, то потом расскажу.