Индонезия: Война за мускатный орех

Александр Шаталов рассказывает историю островов Банда и самой ценной в Средние века специи

Лодка неслась нам навстречу из узкого прохода, образовавшегося между двумя маленькими островами. Когда она поравнялась с нашей яхтой, двадцать гребцов подняли весла вверх для приветствия.

pastedgraphic-96

Эта инсценировка ситуации XVI века совпала с реальными гонками, которые устраиваются в Банданейре раз в год: соревнуются между собой команды местных деревень. Остальные жители плывут вдоль трассы и подбадривают односельчан. Увидев нас, болельщик и с другой лодки предложили выпить пальмовой водки арак, но потом застеснялись. А жаль.

pastedgraphic-97 pastedgraphic-99 pastedgraphic-100 pastedgraphic-101 pastedgraphic-102 pastedgraphic-103 pastedgraphic-104 pastedgraphic-105 pastedgraphic-106 pastedgraphic-107 pastedgraphic-108 pastedgraphic-109 pastedgraphic-110 pastedgraphic-111 pastedgraphic-112 pastedgraphic-113 pastedgraphic-114 pastedgraphic-115 pastedgraphic-116 pastedgraphic-117 pastedgraphic-118 pastedgraphic-119 pastedgraphic-120 pastedgraphic-121 pastedgraphic-122 pastedgraphic-123 pastedgraphic-124 pastedgraphic-125 pastedgraphic-126 pastedgraphic-127 pastedgraphic-128 pastedgraphic-129

Город Банданейра — столица одноименного архипелага. История островов, как и гибели целого народа (банданезцев), связана с тем, что именно здесь находились плантации самой ценной в средние века специи — мускатного ореха. Его использовали и в пищу, и с медицинскими целями, а в Европе ходило поверье, что запах этого ореха способен предотвратить заражение чумой, от которой вымирали целые страны. Люди платили любые средства, чтобы приобрести орехи — их носили в специальных мешочках на шее. Специфический пряный запах этого плода был приятен и способствовал некоторой дезинфекции. От чумы он, конечно, не спасал.

pastedgraphic-131

На 1600-е годы приходится пик борьбы за правообладание этими островами. За них воюют три крупнейшие колониальные империи — португальцы, англичане и голландцы. Задача каждой из стран — захватить острова и запретить местным жителям торговать орехами. Стоимость этих орехов в Европе была в 300–400 раз больше, нежели в Азии, и ценились они практически на вес золота. Чтобы захватить остров и монополизировать торговлю мускатным орехом, голландцы создали Ост-Индскую компанию (ее аббревиатура VOC встречается здесь повсюду — от старинных ворот до старых бутылок, сосудов и монет). В историю вошли две знаменитые резни местных жителей: амбонская (от названия города Амбон) и банданезийская. Во время первой голландцы захватили созданное англичанами поселение и почти полностью его вырезали (Амбон славился своей специей — гвоздикой). VOC никак не могла добиться от жителей Амбона отказа от продажи «такого благородного продукта, как гвоздика» кому бы то ни было другому, кроме голландцев. В результате сюда ежегодно приезжали до десяти кораблей с солдатами для сожжения туземных поселков и казни местных жителей.

pastedgraphic-133

На острове Банда-Нейра жило тогда 15 тысяч человек. Местные старейшины отказывались подписывать с голландцами невыгодный для себя договор. B результате голландцы пригласили их на переговоры, во время которых японские наемники обезглавили 40 старейшин и выставили их головы на всеобщее обозрение на бамбуковых шестах. В результате последовавшей резни было убито около восьми тысяч местных жителей — их тела были сброшены в колодец, вокруг которого сейчас установлен небольшой монумент. Выжило всего около тысячи жителей, убежавших на соседние острова. Голландцы пригласили сюда выходцев с Явы, чтобы те выращивали плоды, но у тех не было навыков, поэтому им пришлось снова приглашать выживших банданезцев для помощи в этом деле. Монополия VOC на торговлю мускатным орехом длилась почти 200 лет, сейчас от этой империи ничего не осталось. На Банда -Нейре сохранились постройки эпохи колониализма, отреставрированные, но по пустым комнатам бывшей резиденции губернатора и в здании местных казарм гуляет ветер. Резиденция VOC стоит и вовсе заброшенной. Над всем городом возвышаются бойницы крупнейшего в Индонезии порта, заложенного еще голландцами. Там нет никого, кроме мальчишек, торгующих старыми монетами, которые они выкопали в свои огородах.

Курьез той эпохи — чтобы англичане окончательно отказались от претензий на острова Банда. В 1967 году голландцы обменяли один из маленьких местных островов Рун на остров Манхэттан.

pastedgraphic-134

В Банда-Нейре сегодня рядом с портом есть маленький частный музей с картинками и предметами старины, пара сувенирных лавок, мечеть и рынок… Чтобы побывать на плантациях мускатного ореха, надо переплыть небольшой пролив. Плантации расположены на вершине соседнего холма. Туда ведет длинная каменная лестница, построенная здесь 400 лет назад. Причем, в отличие от Москвы, ее за эти годы ни разу не ремонтировали. А она все стоит! Мы проходим через кладбище, могилы на нем обложены цветным кафелем, часто они находятся под небольшим деревянным навесом. Местный житель показывает нам, как срывать орехи, как следует их очищать, рассказывает, что в дело идет не только сердцевина, но и оболочка. Потом он показывает нам, как растет корица, на наших глазах срезая с дерева полоску коры, которая пахнет знакомым с детства любимым запахом.

pastedgraphic-135

Кожуру мускатного ореха алого цвета (она называется «мцис») используют при приготовлении мяса и рыбы. Ее сушат на солнце, потом сплющивают в пластины. Местный мускатный цвет считается одним из лучших в мире. Проходя через деревню, можно увидеть, как он сушится во дворах на плоских поддонах.

pastedgraphic-136 pastedgraphic-137 pastedgraphic-138 pastedgraphic-139 pastedgraphic-140

Сам мускатный орех готовят около 4 месяцев, ценится большой и круглый, который обладает наиболее тонким ароматом. За год одно дерево дает до двух тысяч плодов. Именно добавление этой специи привело к успеху кока-колы. В Индии мускатный орех иногда используют вместо опиума. А также для лечения слабоумия, снятия головной боли, повышения мужской потенции, для улучшения сна, от ревматизма, проблем с почками и так далее.