Тенганан — одна из самых старых, а может, и самая старая балийская деревня
Жители Тенганана ведут закрытый образ жизни, охраняемый традиционным правом (адатом), по которому им нельзя ночевать за пределами деревни, равно как нельзя путешествовать. Главная улица Тенганана выложена камнями и разделена на большие общественные пространства. Каждое имеет свое назначение: Бале Агунг — место собрания деревенского совета, в который входят только семейные пары, Бале Петему — место собрания деревенских холостяков, Вантилан — большой павильон, где проходят общественные собрания, а в праздники девушки исполняют церемониальный танец реджанг. В конце улицы расположена деревенская площадь, на которой растет огромный баньян, а за ней находится храм Пура Пусех — единственное сохранившееся на Бали святилище дояванского периода.
Поселение обнесено стеной, выходить за которую раньше было нельзя. Правда, сейчас мужчинам разрешили работать на стороне, а вот женщины по-прежнему могут заниматься лишь домашним ремеслом и их главное занятие здесь — делать икаты. Этому искусству их учат с семи лет.
Слово «икат» означает «связывать». Это древний способ создания рисунка на ткани методом окрашивания нитей основы до начала работы. Икаты могут быть одинарными и двойными; двойной получается тогда, когда для создания узора окрашиваются и нити утка, и нити основы. Естественно, в ход идут только натуральные красители: листья дерева индиго используются для получения синего цвета, для красного — кора дерева sunti, для желтого — плоды kemiri. Считается, что трехцветный икат — магический, так как прославляет сразу трех богов: Брахму (красный), Вишну (желтый) и Шиву (синий). Такой узор напоминает о главном боге Санхъянг Види, ипостаси которого — Брахма, Вишну и Шива — всего лишь выполняют свою работу, претворяя в жизнь его замыслы.
Тканые икаты распространены во многих азиатских странах и на многих островах Индонезии, но в деревне Тенганан — свои традиции и особенности. Там ткут особую тонкую ткань герингсин, которая способна защитить людей и жилище от злых духов.
Когда мы приехали в деревню, накрапывал мелкий дождик, поэтому туристов наулице было не много. В последнее время в Тенганан приезжает много путешественников, поэтому почти в каждом доме рядом со входом есть небольшой салон народных промыслов. Кроме икатов здесь есть какие угодно сувениры, причем не только с Бали. Но я хотел именно местный герингсин, и возможность купить его предоставилась быстро. Местные показали мне, как ткут традиционные икаты, и предложили выбрать свой. Неподалеку старушка на ручном станке ткала цветные пояса, которыми обвязывают саронги местные жители. Ей было восемьдесят, но очками она не пользовалась. Она была очень приветлива и подарила нам арбуз. А пояса ее стоили всего 10 долларов.
Жалею, что не обошел всю деревню и не подержал в руках всех местных реликвий (вТенганане есть шкаф со старыми статуэтками, сохранившимися еще с той поры, когда сюда не ступала нога чужестранца). Жалею, что не воспользовался советами местных магов, которые пользуются уважением у всех жителей Бали, — оставил эту возможность на потом. Зато теперь мой дом оберегает трехцветный темно-красный икат.