Александр Шаталов — о тортах, креслах и классах. И о том, что можно успеть в австрийской столице за один день
Не секрет, что в Вену многие летают только для того, чтобы попробовать настоящий торт «Захер», история которого началась еще в середине XIX века. Впрочем, если лень лететь, хотя это занимает всего три часа, можно довольствоваться русским «Прага», чем-то напоминающим австрийский продукт. Даже если приехать в Вену всего на один день, можно много чего успеть за это время. И не зацикливаться на сладостях.
Впрочем, начать я хотел совсем с другого.
В минувшем августе я регистрировался в аэропорту Сингапура на рейс до Москвы. Как только мой билет поднесли к считывающему устройству, прозвенела сирена. «Угу, — подумал я, — у кого-то оружие…» Однако вместо полицейских к стойке регистрации подбежала улыбчивая китаянка, выхватила у меня из рук билет в экономический класс и дала билет в бизнес. Я был поражен. Но, будучи уставшим и сонным, вполне оценил подарок компании. Пока летел домой, изучил удобные кресла в бизнесе Singapore Airlines, продегустировал фирменные блюда и даже сумел выспаться, сладко вытянув ноги.
Так получилось, что уже через два дня я летел из Москвы в Вену за тортом «Захер», венским шницелем и, в перспективе, за знакомством с горными трассами. На горных лыжах я не катаюсь, но наблюдать за другими люблю. Венский шницель «настиг» меня еще в самолете — оказалось, что если за день обеспокоиться этой темой, то можно заказать его прямо на борт, что я и сделал. Торт «Захер» маячил где-то впереди, но перед ним в плане поездки значилось подробное изучение венского аэропорта.
За прошедшее время аэропорт серьезно перестроили. Он стал заметно более холодным (в плане дизайна — горные вершины и голубая небесная бездна) — но и более удобным. Всюду множество полиэкранов, которые постоянно что-то тебе подмигивают или нашептывают на ухо. Главная особенность аэропорта — оптимальное время для транзита: всего 25 минут. Транзитные пассажиры составляют 58 процентов всех прилетающих в Вену пассажиров, поэтому здесь все ориентировано в первую очередь на них — множество кресел для тех, кто хочет поработать с ноутбуком, бесплатный интернет, комнаты, в которых можно помолиться перед полетом… Это ведь никому еще не мешало?
Была отмечена одна странность. На пункте таможенного досмотра дородные фрау в погонах приглашали в кабинку на осмотр почти каждую вторую пассажирку. Мужчин — нет, мужчины их не волновали. Но вот женщины…
Я только что вспоминал о Singapore Airlines, потому что компания Austrian Airlines тоже гордится своими креслами в бизнес-классе. А мне было с чем сравнивать. Каждый год Austrian Airlines выполняет около 5,5 тысяч дальнемагистральных рейсов, их услугами пользуются примерно 1,1 млн пассажиров. То есть на каждом из этих рейсов есть бизнес-классы, которыми теоретически можно воспользоваться. Они снабжены самыми совершенными в мире креслами. В этих креслах предусмотрены не только сенсорные экраны и кинопрограммы с фильмами (среди которых русских по непонятной причине, увы, нет), но и новая конструкция сидений. Кресла раскладываются до двух метров. Плотность подушки можно регулировать — от мягких до жестких. А в меню бизнес-класса есть своеобразный изыск — знаменитое австрийское Einspänner (черный кофе со взбитыми сливками) и Melange (кофе с молочной пеной). Я уже серьезно подумываю над тем, чтобы в следующий раз попробовать лететь в Азию с пересадкой в Вене — есть шанс попробовать что-то новое. Впрочем, пока такую любезность, как бесплатный полет в бизнес-классе, мне не оказали.
Вернусь к Вене. За небольшое время, которое там провел в этот раз, я успел:
1. Пообедать в кафе при музее Альбертина — музей славится своей коллекцией графики, а кафе — высокими ценами. Летом с его открытой площадки открывается отличный вид на парк, но мне больше нравилось рассматривать фантастически красивых венских дам лет восьмидесяти, которые сидели рядом в своих бриллиантах и тщательно продуманных туалетах. Внутри само кафе оформлено огромными постерами Эгона Шиле.
2. Равнодушно прошел мимо кафе «Захер» — сам торт можно купить в аэропорту перед вылетом.
3. Дошел по пешеходной Кернштрассе до собора Святого Стефана.
4. Полюбовался мужчинами в старинных камзолах, каждый день украшающих собой это место.
5. Купил итальянский пиджак на распродаже… а дальше был обед, потом ужин, а еще потом Инсбрук.
6. Ночевал в лучшем отеле города — Grand Hotel Wien, мой номер был метров двести, с отдельной кухней и дополнительной комнатой для гостей, которых я так и не успел привести. К сожалению.
Что я мог посетить за эти несколько часов в Вене и что не посетил?
1. Музей Зигмунда Фрейда.
2. Дом Хундертвассера — стен этого уникального здания надо хотя бы коснуться.
3. Зоопарк Шенбрунн — самый старый зоопарк Европы и одновременно самый современный.
4. Музей Леопольда — великолепная коллекция венского экспрессионизма — Эгон Шиле, Климт, Мозер и другие.
6. О знаменитых дворцах Хофбург, Шенбрунн и Бельведер я не говорю — времени на них все равно не хватит, но можно сходить в Therme Wien, самый большой в городе термальный комплекс.